Читая свое интервью для предыдущего ТОП100 8-летней давности, с интересом отмечаю, что если 8 лет назад мы гордились тем, что смогли организовать производство на старом и восстановленном оборудовании 20-30-летней давности с минимальными затратами, то сейчас с такой же гордостью сообщаем, что используем технологии ХХI века и выпускаем продукцию на самых современных станках с компьютерным управлением. Это лазерная и плазменная резка, вакуум-формовочное оборудование, современные листогибы и координатно-пробивные комплексы. Все это отражает естественное развитие и становление бизнеса и нашей компании.
МЫ НАЧАЛИ ВЫПУСКАТЬ холодильные витрины в 1999 году, не имея знаний, финансов, опыта и ресурсов, которые были у наших зарубежных конкурентов из Турции, России, Польши. «AZN» стала первой в Узбекистане компанией, производящей холодильное торговое оборудование. За короткий срок мы смогли вытеснить с нашего рынка импортные аналоги, взяв за основу цену и качество. Следуя за нами, производители холодильного и торгового оборудования появились не только в Ташкенте, но и в регионах. Здоровая конкуренция на пользу, так как является хорошим стимулом для продвижения и развития бизнеса. Со многими из производителей у нас хорошие отношения, мы советуемся, бывает, даже выручаем друг друга. Рынок республики настолько обширен, что места хватает всем. Приятно наблюдать, что сегодня в продовольственных магазинах страны, за исключением крупных супермаркетов, 95% используемых витрин произведены в Узбекистане.
ПРОДУКЦИЯ «AZN» создается с учетом местного климата и «держит» холод при температуре окружающей среды до 43 0С. В витринах и шкафах устанавливаются надежные итальянские компрессоры и испарители с гарантийным сроком 1 год и сервисным обслуживанием по республике. «AZN» поставляет холодильные витрины, горки и шкафы, холодильные камеры для различных отраслей и предприятий торговли, ресторанов, кафе, фармацевтики и т.д., где необходим надежный холод. Технологическая база предприятия позволяет как производить серийную продукцию, так и выполнять индивидуальные заказы по эскизам.
РЕПУТАЦИЯ КОМПАНИИ зависит даже от работы маленького вентилятора. При появлении проблем у потребителей все решается первоначальной консультацией по телефону и, при необходимости, выездом ремонтной бригады на место. С каждым конкретным случаем поломки мы не только разбираемся, но и ищем первопричину и устраняем ее, чтобы не допускать рецидивов. Это ответственность и за чужой бизнес. Просто представьте себе небольшой магазин в регионе, бизнесмена, купившего продовольственный товар, а холодильная витрина сломалась… Его финансовые потери оборачиваются для нас репутационными потерями.
УЗБЕКИСТАН - СТРАНА БОЛЬШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Это достаточно емкая фраза, но прежде всего она касается малого бизнеса. В стране создаются благоприятные условия для становления начинающих предпринимателей. Путем тарифного регулирования импорта готовой продукции, технологического оборудования, сырья и материалов созданы условия для развития отечественных производств. Это те инструменты, которые помогают создавать и развивать бизнес. Попробуйте открыть свое дело в Европе. Что вы сможете сделать? Практически все ниши заполнены и в них жесткая конкуренция. А в нашей стране простор для творчества и приложения сил. Бизнес можно начинать, имея относительно незначительные средства. При этом рынок огромен. Наглядный пример - мебельный сегмент. За короткий срок, всего за 10 - 15 лет развития, мебель, производимая в Узбекистане составила достойную конкуренцию импорту, и места хватает для всех: для крупных и мелких производителей, иностранных компаний.
КРИЗИС. Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой - «благоприятная возможность» (слова Кеннеди). Мы опираемся на второй иероглиф…. 2015 год - вроде как кризисный год в мире. Однако за 2015 год мы прибавили почти 50%! Покупают витрины, стеллажи и холодильные шкафы? Значит, строятся новые или реконструируются старые магазины. Если появляются новые магазины, значит, есть покупатели и их много. Это как в старину: в добрые времена строили новые базары и караван-сараи, в сложные - мавзолеи…
ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ. Решающий момент для начинающих производство бизнесменов - это аренда или приобретение помещения, оборудования и оснастки. И это требует значительных средств. В том числе и поэтому создаются в республике аутсорсинговые или кооперационные биржи, чтобы наладить взаимодействие между предпринимателями и оптимизировать их усилия. У нас есть цель - создать «Центр обработки листового металла». Работа, которая будет реализовывать идеи как стартапов, так и существующих серьезных производств. Для производства изделий достаточно сложная задача - сделать оснастку для обработки металла. Лист надо резать, штамповать, гнуть, сварить и затем красить. Покупать для небольшого производства дорогие станки и штампы невыгодно. Наш Центр будет реализовывать любые задачи, которые поставят перед собой производственники: от маленького обогревателя и элекрощита до вендинг-аппаратов и деталей сложных машин и тракторов. Любая начинка нуждается в «коробочке». А нам достаточно получить чертеж или рисунок. Для этого недавно приобрели в лизинг сделанный в Германии японский лазерный комплекс «AMADA» для высококачественного раскроя листового металла толщиной до 20 мм, обладающий огромными возможностями. Даже не все крупные машиностроительные предприятия обладают станками такого уровня. Программируется и задается схема, а станок с легкостью и очень быстро режет стопку металлических листов. Идеальное качество среза, скорость, аккуратность, любая сложность и огромная производительность. Уверены, что это будет востребовано и принесет всем пользу.
«НАЙДИ СЕБЕ ДЕЛО по душе, и тебе никогда не придется работать», - сказал Конфуций. У меня есть такое дело. Мне интересно и каждый день я с желанием еду на наше предприятие. Мы продолжаем развиваться и меняем качественный подход к работе. В какой-то момент заметил, что ручное управление бизнесом себя исчерпало. Да, ты постоянно в центре событий, держишь контроль, отвечаешь за весь сложнейший комплекс. Тут исправил, здесь решил, там выдал «заряд бодрости». Но с каждым разом, когда количество взаимодействий растет, неизбежно растут проблемы, которые накладываются друг на друга, и производство тормозится. Каждый раз подгонять или разово поощрять людей, применяя политику «кнута и пряника» - это малоэффективно. Поэтому на «AZN» активно внедряется автоматизированная система управления персоналом и производством, серьезное внимание уделяется системе «KAIZEN».
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Мы потратили большие деньги на вроде бы совершенно неприбыльные вещи. Построили и оснастили красивую столовую, хорошие душевые и туалетные комнаты, проходную, сделали современный ремонт офиса, цехов, современный шоу-рум, построили экостоянку. Эти вложения, на мой взгляд, имеют долгосрочный и значительный эффект. Философия труда, система развития предприятия в том, что наше производство - это не инструмент для эксплуатации и получения денег. Это место, где все работники, начиная с генерального директора и заканчивая сторожем, трудятся с настроением и удовольствием, сознавая, что своим трудом делают нашу жизнь чуточку комфортнее и лучше.