Купля-продажа не является эффективным способом экспорта. Компания сама должна создавать экспортируемую продукцию, работать на модернизацию и технологическое перевооружение производства. Мы выращиваем, сортируем, заготавливаем и экспортируем фрукты и овощи. На складах в Наманганской области, где хранятся овощи и фрукты, планируем установить современные мини-цеха по переработке плодоовощной продукции для внутреннего и внешнего рынков, дополнительно создать новые рабочие места.
ХОРОШИЙ БИЗНЕСМЕН — хороший психолог. В бизнесе важен человеческий фактор: быть отличным организатором, обладать интуицией и способностью понимать людей, не отказывать в помощи партнерам, когда это действительно необходимо, уметь общаться на высоком уровне, быть честным и открытым, выполнять обещания и никогда не давать невыполнимых поручений, — важна точность в словах и делах. Быть честным в любых отношениях, — все начинается и заканчивается честностью, она снимает многие проблемы, наглядно показывает, кто есть кто, привлекает партнеров. Когда нет честности — нет бизнеса.
ЭКСПОРТ НАЧНЕТСЯ РАННЕЙ ВЕСНОЙ. Мониторинг показал: потребность зарубежных партнеров в овощах возникает уже в апреле каждого года. А в Узбекистане урожай получают летом и осенью, ранней весной только на юге Узбекистана созревают первые овощи. Еще осенью на своих полях в Ферганской долине мы посадили ранние морозостойкие голландские сорта капусты и моркови под урожай 2012 года и собираемся экспортировать их в апреле и мае следующего года.
ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ наших кадров очень высок. Основной костяк команды — профессиональные специалисты: кандидаты экономических и сельскохозяйственных наук, опытные кадры, повысившие квалификацию за рубежом, главный бухгалтер, прошедший курс Международной бухгалтерии. Это дает возможность решать сложнейшие вопросы, и уверенно заявлять: через 5 лет мы достигнем высоких результатов в бизнесе. Взаимоотношения с командой выстраиваем на условиях справедливости.
МОЛОДЫМ БИЗНЕСМЕНАМ надо неустанно работать над повышением своего профессионального уровня, необходимо проводить маркетинговые исследования, изучать иностранные языки и законодательство зарубежных стран, знать порядок оформления документации, получения различных сертификатов и разрешений, банковские, таможенные и налоговые требования к предприятиям-экспортерам. Также очень важно изучать транспортные услуги и логистику на внутреннем и внешнем рынках.
СЕГОДНЯ В УЗБЕКИСТАНЕ созданы все условия для развития экспортного потенциала малого и среднего бизнеса, есть правовая база, существует ряд льгот и преференций. Остается только работать.